«Критерии готовности ребёнка к школьному обучению».
Учебная деятельность, которая становится главной для ребёнка при поступлении в школу, требует развитая у дошкольника многих качеств. Среди них можно назвать такие, как речь, мышление, память, внимание, сформированность положительного отношения к учёбе, достаточный запас знаний и др. При этом для обозначения уровня подготовленности специалисты чаще всего используют понятие «готовность к обучению в школе».
Готовность к обучению в школе — это такое развитие качеств дошкольника, которое обеспечивает успешное выполнение требований будущей учебной деятельности.
Готовность к обучению включает различные виды готовности. Прежде всего, выделяют «функциональную готовность», или «школьную зрелость», которая предполагает достаточный для решения задач обучения уровень созревания у ребёнка мозговых структур и нервно-психологических функций. Если у ребёнка низкая функциональная готовность, то в ходе обучения он может испытывать трудности, связанные, прежде всего, с психическими перегрузками. При этом у него возможен достаточно высокий уровень развития внимания, интеллекта, речи и т.д., но отсутствие функциональных условий делает обучение рискованным из-за большой уязвимости психики. Функциональная готовность включает развитие мелких и крупных движений, развитие органов чувств, запаса знаний.
Другой важной составляющей готовности к обучению является произвольная готовность — способность ребенка выполнять указания старшего, достигать поставленной цели и т.д. Произвольная готовность включает развитие произвольного внимания, произвольной памяти, умение действовать по правилу. Достаточное развитие этой готовности является необходимым для нормальной организации обучения, т.к. оно требует от школьника умения соблюдать правила и выполнять предъявляемые школой требования.
Мотивационная готовность обеспечивает положительное отношение ребёнка к обучению в школе. Другими словами, при наличии этой готовности дошкольник обладает большим желанием учиться. Благодаря развитию мотивационной готовности у ребёнка формируется положительная внутренняя позиция к учёбе.
В ходе обучения в школе у ребёнка очень интенсивно начинают развиваться мышление, память, воображение, внимание и другие познавательные процессы. Однако при поступлении в школу у дошкольника должен быть достаточный уровень развития интеллектуальной готовности.
При поступлении в школу ребёнок должен также иметь навыки общения со сверстниками, со старшими. Если дошкольник достаточно развит в этом отношении, говорят о его социально-психологической готовности к обучению в школе.
Таким образом, готовность к обучению в школе предусматривает развитие у ребёнка многих качеств и свойств.
Готовность ребёнка к школьному обучению во многом определяется уровнем его речевого развития. У детей нередко наблюдается не резко выраженное отставание в речевом развитии, которое в дошкольном возрасте обычно не привлекает к себе особого внимания, но в дальнейшем значительно затрудняет овладение письмом и приводит к появлению в нём ошибок, не поддающихся устранению обычными школьными методами.
Обязательно подлежит проверке следующее:
1) правильность произношения всех звуков, особенно свистящих, шипящих;
2) умение различать звуки речи на слух, т.к. оно является предпосылкой овладения грамотой:
• если некоторые звуки кажутся ребёнку одинаковыми, то он будет за-трудняться при выборе соответствующих этим звукам букв во время письма;
• к 6 годам ребёнок может назвать звуки, которые находятся в начале, середине, конце коротких (из 3—4 букв) слов (дом, пол, соль...);
3) словарный запас ребёнка 6 лет должен составлять не менее 2.000 слов:
• в словаре ребёнка должны присутствовать обобщающие слова: фрукты, овощи, обувь, мебель, посуда, транспорт, домашние и дикие животные, их детёныши, профессии, инструменты, насекомые. Ребёнок должен уметь объяснить, что входит в каждую из перечисленных групп;
• ребёнок должен уметь подобрать как можно больше признаков и действий к одному предмету с учётом его величины, веса, формы, цвета вкуса, запаха, температуры, материала и т.д., как этот предмет можно использовать;
• уметь подобрать к заданному слову слова, близкие по значению, а также слова с противоположным значением;
4) умение активно пользоваться имеющимися словами, строить из них предложения и связные высказывания (лампа — лампы, стул — стулья лоб - лбы):
• уметь согласовывать прилагательные с существительными, существительные с прилагательными, существительные с числительными (дерево какое?..., три шара, а пять - …?);
• понимать и употреблять предлоги (на, в, под, около, из-за, из-под);
5) владение связной речью:
• умение ребенка дать развёрнутый, понятный для постороннего чело-века ответ на вопрос. Умение понимать связные высказывания, прослеживать последовательность событий (попросить ребёнка пересказать сказку, содержание мультфильма, рассказать о событии из его жизни, обратить внимание на сохранность логической последовательности событий, правильность построения самих предложений текста;
• умение составить рассказ по картине. В рассказе должны присутствовать начало, кульминация, конец. Ребёнок должен уметь закончить начатый взрослым рассказ и т.д.
Уровень развития познавательных интересов во многом определяет подготовку ребёнка к обучению в школе. Поэтому важно знать показатели познавательных интересов у старших дошкольников. Понаблюдайте за своим ребёнком в разных видах деятельности, в общении со взрослыми и сверстниками, чтобы выяснить, сформированы ли у него познавательные интересы.
При этом обратите внимание на следующее:
- задает ли ваш ребёнок вопросы, каково их содержание и количество;
- стремится ли ребёнок пополнить свои знания об интересующем его предмете, используя различные средства информации (просит почитать, рассказать, рассматривает иллюстрации, самостоятельно наблюдает, осуществляет несложные опыты, обращается к теле- и радиопередачам и т.д.);
- рассказывает ли взрослым и сверстникам о своих интересах;
- участвует ли в беседе о том, что его интересует (проявляет ли при этом активность, инициативу, охотно ли делится своими знаниями);
- отражает ли свои впечатления в разных видах деятельности, проявляя при этом инициативу, творчество (игры, рассказы, рисунки, лепка, конструирование, поделки из природного материала и пр.);
- способен ли к длительному сосредоточению внимания, отвлекается ли, умеет ли элементарно планировать деятельность, пытается ли преодолеть возникшие трудности;
- свойственна ли ребёнку увлечённость, эмоциональность и выразительность речи, мимики, движений при проявлении интереса?
Уважаемые родители, если знания и умения ребёнка по некоторым параметрам не соответствуют требованиям, незамедлительно обращайтесь к логопеду, а также к психологу для дальнейшей коррекционной работы с ребёнком!
Литература:
1.Учебная программа дошкольного образования. – Минск: НИО, 2012
2. Коренева, Л. Ребенок на пороге школы /Л. Коренева //Пралеска. – 2006. – № 6.
3. Марусова, Е. Школа, школа, мы готовы! / Е. Марусова //Пралеска. – 2014. – № 8
УКУСЫ ДИКИХ И БЕЗДОМНЫХ ЖИВОТНЫХ,
ЗМЕЙ И НАСЕКОМЫХ
Подготовил: заведующий я/с
Филиппович Г.А.
УКУСЫ ЗМЕЙ
Чтобы не пострадать от змей, каждый человек (особенно это касается туристов и участников экспедиций) должен знать их повадки. Змеи обычно не нападают на людей, если их активно не тревожить. При приближении человека змея уползает в сторону. Если же ей что-то помешало уползти, она предупреждающе шипит. Прежде чем лезть рукой в расщелины скал, норы, густую растительность, следует убедиться, что там нет змей. Защищают от укуса змей кожаные или резиновые сапоги, толстые шерстяные носки. Устраивая ночлег, следует принять меры предосторожности от змей, так как большинство из них ведет ночной образ жизни. Ночью их привлекают зажженные костры.
В Беларуси встречается гадюка, яд которой вызывает у человека тяжелые отравления организма. Такие ядовитые змеи, как гюрза, кобра, эфа, щитомордник, водятся только в Средней Азии.
Признаки укуса:
- видимая ранка;
- краснота, припухлость; пузыри, резкая боль и кровоизлияние на месте укуса;
- общее недомогание (беспокойство, слабость, головокружение);
- жажда;
- рвота, понос, кровь в моче;
- судороги;
- нарушение дыхания и сердечной деятельности.
Оказание помощи
Укус ядовитых змей для человека смертельно опасен. Основным методом помощи пострадавшему человеку является введение подкожно в место укуса противозмеиной сыворотки в первые 20-25 минут после случившегося. К сожалению подобные несчастные случаи происходят, как правило, вдали от дома, поэтому, оказав первую доврачебную помощь пострадавшему, его нужно немедленно доставить в ближайшую больницу.
Для предотвращения всасывания яда в кровь и другие ткани следует:
- отсосать из ранки (если нет повреждений слизистой оболочки губ, можно ртом, быстро сплевывая кровянистую жидкость), но лучше всего поставить на место укуса кровососную банку, предварительно сделав надрез ранки);
- на ранку наложить сухую повязку, а на пораженную конечность – шину;
- дать пострадавшему обильное питье и отправить в больницу (только в лежачем положении!).
УКУСЫ НАСЕКОМЫХ
Укусы мелких насекомых – пчел, ос, шмелей, комаров, москитов, мелких пауков, клещей и др. – особенно опасны, когда у человека повышена чувствительность к ним или имеются множественные укусы этих насекомых.
Признаки укуса:
- боль;
- отек тканей в месте укуса;
- общая слабость, тошнота, рвота;
- в нередких случаях – крашеная сыпь, потеря сознания.
Оказание помощи
- Удалить жало, если оно осталось на месте укуса.
- Приложить к месту укуса марлевую салфетку или вату, смоченную одеколоном, водкой, винным спиртом, растворами перекиси водорода, питьевой соды (0,5-1ч.л. на стакан воды) или нашатырного спирта (в соотношении с водой 1:1).
- Для снятия зуда после укусов можно использовать слабые гормональные мази и кремы: гидрокортизон, синафлана, аллергодил, элокон.
- Из народных средств можно использовать для смазывания места укуса сырой яичный белок и сок чистотела.
- При сильных отеках и различных аллергических проявлениях пострадавший должен обратиться за медицинской помощью.
Для предупреждения укусов комаров, мокрецов, москитов, мошек и других кровососущих двукрылых насекомых следует использовать репелленты – средства, отпугивающие этих насекомых: «ДЭТА», «Тайга», «Ангара», «Тиль» («Эвкалат»), «Оксафтал», «Аутан», «Ребефтал», «Дифтолар», «Рефтамид», «Арадет», «Редеет», а также вьетнамский бальзам «Золотая звезда». Их можно наносить на одежду и открытые участки тела, избегая попадания препарата на слизистую оболочку рта, глаз, носа, поврежденные участки кожи.
В качестве репеллента можно использовать:
- любой одеколон с добавлением нескольких капель валерианы, гвоздичного, лавандового или анисового масла;
- смесь, приготовленную из шампуня, растительного масла и 9-процентной уксусной кислоты, взятых в равных пропорциях;
- гвоздичный лосьон, приготовленный из 15-20 зерен гвоздики (пряность), настоянных на водке или прокипяченных в минимальном количестве воды и смешанных затем с равным количеством одеколона или водки.
Чтобы исключить попадание кровососущих в помещения, на окна и двери нужно ставить защитные сетки.
ИЗБЕГАЙТЕ НАПАДЕНИЯ КЛЕЩЕЙ!
Если клещ присосался, ваши действия:
- слегка оттяните пинцетом брюшко клеща и наложите на его головную часть у самой поверхности кожи нить;
- осторожными покачиваниями за оба конца нитки извлеките клеща вместе с хоботком;
- если хоботок остался в теле, удалите его, как занозу, обожженной иголкой или иглой одноразового шприца;
- место укуса прижгите йодом и тщательно вымойте руки.
Если вам не удалось это сделать – обратитесь в хирургический кабинет любой поликлиники или в больницу.
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ МАСЛА И АГРЕССИВНЫХ ЖИДКОСТЕЙ (ТИПА БЕНЗИНА) ДЛЯ УДАЛЕНИЯ КЛЕЩЕЙ НЕ ТОЛЬКО НЕ ЭФФЕКТИВНО, НО И ОПАСНО!
В последующие дни после укуса клеща обратите внимание на свое самочувствие. В случае недомогания – головной боли, боли в руках, ногах, температуры и т.д. – немедленно обращайтесь к своему лечащему врачу или врачу-инфекционисту.
УКУСЫ ДИКИХ И БЕЗДОМНЫХ ЖИВОТНЫХ
Укусы больных животных , чаще всего бездомных (собак, кошек) и диких (лисиц, волков), могут вызвать у человека такое смертельно опасное инфекционное заболевание, как бешенство.
Заражение бешенством может произойти и без укусов – при попадании слюны больного животного на слизистые оболочки глаз, носа или поврежденную кожу человека. Если вас покусало или поцарапало какое-либо животное и вы не уверены, что оно может быть абсолютно здоровым, – не рискуйте!
Промойте место повреждения крепким мыльным раствором и обработайте его йодной настойкой. Обратитесь за медицинской помощью.
О ПОКУСАВШЕМ ВАС ЖИВОТНОМ СРАЗУ ЖЕ СООБЩИТЕ В ТЕРРИТОРИАЛЬНЫЙ ЦЕНТР ГИГИЕНЫ И ЭПИДЕМИОЛОГИИ И ВЕТЕРИНАРНУЮ СЛУЖБУ.
Поскольку медицина на сегодняшний день не располагает средствами лечения этой грозной инфекции, только своевременное обращение к врачу и проведенный курс вакцинопрофилактики помогут спасти жизнь пострадавшему.
«Здаровы лад жыцця» №4 (99) /апрель 2008г.
Закаливание ребенка в домашних условиях
Среди детей наблюдается такая тенденция, что чем больше мамы и бабушки с любовью стараются оградить ребенка от воздействия внешних факторов, кутая, не разрешая купаться в реке, ходить босыми ногами по траве, песку или дома по полу, тем чаще ребенок болеет. В этом случае следует отказаться от избранных принципов и начать закаливать ребенка.
Что это такое и когда лучше начинать
Закаливание представляет собой комплекс процедур, основанный на воздействии таких факторов, как вода, воздух, солнце, часто заключающийся в перепаде воздействующих температур или атмосферного давления. В результате организм ребенка становится более устойчивым к воздействию природных раздражителей и способен лучше противостоять инфекциям.
ЗАКАЛИВАНИЕ ЕСТЕСТВЕННЫМ ОБРАЗОМ РАЗВИВАЕТ ИММУНИТЕТ, ПРИЧЕМ ЭТОТ МЕТОД ГОРАЗДО ЭФФЕКТИВНЕЕ СТИМУЛИРОВАНИЯ ИММУНИТЕТА ИЗ ВНЕ, С ПОМОЩЬЮ ТАБЛЕТОК.
Если сравнивать количество случаев ОРВИ у незакаленного ребенка и того, который в течение года подвергался закаливающим процедурам, то закаливание примерно в 3 раза снижает риск простудных заболеваний.
Начинать закаливать организм ребенка можно без предварительной подготовки и с любого возраста, чем раньше, тем лучше. У маленького ребенка гораздо активнее развит механизм адаптации, поэтому раннее закаливание дает более выраженный результат.
Принципы закаливания
Закаливание ребенка должно базироваться на следующих принципах:
- Индивидуальный подход. Методики закаливания выбирают с учетом состояния здоровья ребенка и образа жизни семьи. Важно, чтобы процедуры нравились самому ребенку.
- Периодичность и постепенность. Закаливающие процедуры должны проводиться систематически, начиная с малого: незначительного изменения температуры, небольшой продолжительности. Этот процесс нельзя форсировать.
- Комплексность. Только закаливающие процедуры не позволят поднять иммунитет ребенка на максимальный уровень. Необходимо соблюдать также принципы здорового питания и образа жизни.
Закаливание ребенка в домашних условиях: с чего начать
Врачи рекомендуют для начала отказаться от укутывания малыша и одевать его по погоде. Во вторую очередь нужно проводить проветривания в детской комнате как минимум два раза в день при любой температуре за окном.
Затем уже переходят к обтираниям, душу, частичному обливанию, контрастному душу, полному обливанию. Начинают с незначительного понижения температуры воды — +35-36 градусов, постепенно, градус за градусом, понижая ее.
Показания к закаливанию
При следующих показаниях закаливание не просто желательно, оно необходимо:
- частые простуды (если ребенок болеет чаще 4 раз в год);
- заражается от простуженного человека даже при малейшем контакте;
- при проникновении инфекции температура практически никогда не повышается, даже если повышенная температура характерна для заболевания;
- после заражения болезнь переходит в вялотекущую стадию, а после лечения ребенок долго не выздоравливает полностью;
- ребенок часто жалуется на головную боль, сонливость, усталость;
- возникают аллергические реакции;
- при незначительном переохлаждении ребенок сразу простужается.
Правила закаливания
Закаливание ребенка (с чего начать следует, так это с посещения педиатра и иммунолога, чтобы выявить необходимость планируемых мероприятий и узнать, нет ли противопоказаний по здоровью) проводят с учетом следующих правил:
- Выбирают для начала только один или два типа процедур, не стараясь охватить все методики разом.
- Закаливание начинают только тогда, когда ребенок полностью здоров.
- Температуру воды или воздуха снижают постепенно, также постепенно увеличивая продолжительность мероприятия.
- Новые методики вводят только при адекватной реакции организма на ранее применяемые.
- Если ребенок болезненный, то температуру воздуха или воды увеличивают на 2-3 градуса, относительно рекомендуемых.
- Вводить дополнительные мероприятия рекомендуется по одному, соблюдая период адаптации перед введением новых видов. Адаптация должна длиться не меньше недели.
- Во время болезни закаливающие процедуры не проводят. А после выздоровления начинают закаливание с самого начала.
- Через две недели после начала ежедневных процедур нужно сделать перерыв на 2 дня, а затем продолжить закаливание в том же ритме.
- Закаливающие процедуры должны сочетаться с прогулками на свежем воздухе, полноценным ночным сном, приемом витаминов.
- Если процедура вызывает негативную реакцию у ребенка, то лучше прерваться.
- Во время обливаний мальчиков, гениталии рекомендуется прикрывать, так как воздействие низких температур может негативно сказаться на репродуктивной функции.
Противопоказания
К основным противопоказаниям к закаливающим процедурам относят:
- пороки развития сердечно-сосудистой системы;
- анемию;
- простудные, вирусные заболевания в острой форме, особенно сопровождающиеся повышением температуры;
- неврологические расстройства;
- истощение;
- расстройства пищеварения.
ЕСЛИ ЗАБОЛЕВАНИЕ ВРЕМЕННОЕ, ПОСЛЕ ВЫЗДОРОВЛЕНИЯ РЕКОМЕНДУЕТСЯ ВОЗОБНОВИТЬ ЗАКАЛИВАНИЕ С САМЫХ ЩАДЯЩИХ ПРОЦЕДУР.
От рождения до 3 лет
Согласно рекомендациям доктора Комаровского, закаливание в младенческом возрасте должно включать воздушные и водные процедуры. Причем воздействие должно быть умеренным. Использовать экстремальные температуры для закаливания доктор не рекомендует.
Умывание. Начать рекомендуется именно с него, причем в первый же день после выписки из роддома. Температура воды должна быть равна 28 градусам. Закаливание таким образом проводят ежедневно, но температуру воды понижают очень постепенно, процесс понижения температуры на 2-3 градуса должно растянуться на 2-3 месяца.
Обливание. Начинают практиковать в частичного обливания – с ног ребенка. Затем переходят на все тело. Начальная температура – 32-35 градусов. Оптимально проводить закаливающие процедуры после ежедневного купания. Начав с ног, переходят к обливаниям всего тела. В конце концов, обливают постепенно все части тела снизу вверх: ноги, руки, живот, затылок.
Купание. Длительность самих купаний следует также увеличивать: вода будет охлаждаться естественным образом и оказывать закаливающий эффект. Контрастные ванны для младенцев необязательны.
Обтирание. Выполняют с помощью фланелевой рукавицы. Как и обливание, начинают сначала с ног и ими же и ограничиваются. Затем расширяют область обтирания в такой последовательности: руки, спина, грудь и живот. Рекомендовано начинать с 2 месяцев.
Прогулки. Комаровский считает прогулки обязательной составляющей ежедневного распорядка ребенка. Он говорит о том, что не нужно избегать прогулок при неблагоприятных погодных условиях: снеге, дожде. Все что нужно в этом случае – одеть ребенка по погоде.
Длительность прогулок должна также увеличиваться. В летнее время минимальная продолжительность прогулок – 20-30 минут, зимой – 5-7 минут. Но с каждым днем можно увеличивать время минут на 5-10. В зимнее время при особенно низких температурах с детьми 1-3 месяцев гулять не стоит, с детьми более старшего возраста прогулки возможны, но одевать ребенка нужно на один слой больше, чем взрослого.
Воздушные ванны. Комаровский не рекомендует кутать ребенка. В частности он советует оставлять ребенка на несколько минут обнаженным при каждой смене памперсов или пеленок, при переодевании на прогулку. Такая методика позволит поддержать естественный механизм адаптации.
Солнечные ванны. Рекомендованы грудным детям, в частности и потому, что являются профилактикой рахита. Но необходимо соблюдать осторожность – ограничивать попадание прямых солнечных лучей на кожу ребенка, чтобы не возникло ожогов.
Детям от 3 лет и старше
Если закаливание не начато в младенчестве, это вовсе не значит, что время упущено. Процедуры с ребенком можно начать и позже, в 3 года и позднее. Общие принципы будут теми же.
С 2-3 года можно ввести методику контрастного душа, разрешить ребенку ходить летом на свежем воздухе и зимой в помещении в одном нижнем белье. Положительно скажутся на иммунитете занятия в бассейне. С 4-5 лет уже можно практиковать обливания на улице сначала прохладной, затем холодной водой. Но в этом нужно держаться меры.
Водные процедуры
Рекомендуемые методики для детского закаливания: контрастный душ, обливание, обтирание, сауна, баня.
Обтирание с 2 месяцев нужно проводить мягким полотенцем, так как кожа у ребенка нежная. Процедуру проводят после утреннего подъема в течение 1-2 мин. Оно может быть сухим и влажным. Начальная температура воды при влажном обтирании – 35 градусов. Постепенно ее понижают.
Душ рекомендован с 1,5 лет. Его следует принимать после утренней гимнастики. Начальная температура +36. Затем в течение нескольких дней понижают ее на один градус, уменьшая ее таким образом до 26 градусов. Процесс перехода к минимальной температуре должен занять не дни, а месяцы.
Контрастный душ рекомендуется с 3-х лет. Температура горячей воды – 40 градусов, холодной – 33-34 градуса. Продолжительность воздействия горячей воды – 2 мин, холодной – 20 сек.
Обливание вводят в последнюю очередь, уже тогда, когда организм ребенка полностью адаптировался к обтираниям и душу, независимо от того, в каком возрасте были начаты процедуры. Обливания тренируют сосуды, развивают механизм терморегуляции.
Но, как и в других методиках, нельзя форсировать события: начинают с частичного обливания и с самых высоких температур (+35 градусов). Слишком ранний переход к обливаниям холодной водой спровоцирует простуду. В частности за два месяца рекомендуется снизить температуру с +35 до +30 градусов.
Порядок обливания: сначала нижнюю часть тела до колен, затем руки до плеч, позже – все тело. Расширяют область обливания постепенно. Возможно контрастное обливание: сначала теплой, затем прохладной водой.
ТЕМПЕРАТУРА ВОДЫ ДЛЯ ОБЛИВАНИЯ – ЗАВИСИМОСТЬ ОТ ВРЕМЕНИ ГОДА И ВОЗРАСТА
Длительность обливания постепенно увеличивают с 15 секунд до 30. Контрастные ванны для ног проводят с помощью двух емкостей (ведер или тазиков). В одной из них температура воды должна быть равна 40 градусам, в другой – 32 градусам. 1 минуту ноги держат в горячей воде, затем 20 с – в холодной.
Чередуют 5 раз, заканчивая погружением ног в холодную воду. Постепенно температуру воды понижают и в том и в другом тазике. Полезно во время процедуры делать зарядку для стоп.
Закаливание ребенка (с чего начать рекомендуют врачи) может включать походы в баню и сауну. Такие процедуры максимально тренируют механизм терморегуляции. Для начала посещают нагретое помещение 5-10 секунд, затем увеличивают время.
Место пребывания (баня-предбанник) нужно чередовать, именно благодаря этому и будет осуществляться закаливание. Необходимо следить за тем, чтобы ребенок дышал в бане и сауне носом.
Плавание
Плавание оказывает сразу несколько положительных воздействий на организм ребенка: во-первых, это температурное воздействие, которое обеспечивает закаливающий эффект, во-вторых, массажное – волны воды массируют тело, в-третьих, обеспечивается физическое развитие, так как при плавании развиваются все группы мышц.
ПОЛОЖИТЕЛЬНО СКАЗЫВАЕТСЯ ПЛАВАНИЕ И НА ЭМОЦИОНАЛЬНОМ СОСТОЯНИИ РЕБЕНКА, ТАК КАК МНОГИМ ЭТОТ ПРОЦЕСС НРАВИТСЯ.
Купание в открытом водоеме разрешено с одного года, обязательно под контролем взрослым. Плавать в ванной малыш может уже с 6-8 недель. Причем существуют методики обучения не только плаванию в столь раннем возрасте, но и нырянию с головой. Если ныряние не планируется, то удержаться на воде ребенку поможет специальный круг, фиксирующийся на шее.
В грудном возрасте можно практиковать и плавание в бассейне. Перед этим рекомендуется адаптировать ребенка к температуре воды в бассейне. Она находится на уровне 32-34 градуса, поэтому нужно постепенно понизить температуру воды при купании в ванне до этих показателей.
Воздушные ванны
В первую очередь молодым родителям нужно усвоить правило: одевать ребенка нужно по погоде, нельзя кутать даже новорожденных. Но в то же время учитывают и температуру при проведении воздушных ванн – ребенок не должен мерзнуть.
В летнее время процедуру можно проводить 2-3 раза в день по 2-15 минут. Ребенка раздевают и оставляют полежать на свежем воздухе или в помещении, если на улице холодно. Процедуру закаливания желательно проводить либо в утреннее время, либо после дневного сна.
Солнечные ванны
Солнечные лучи способствуют выработке витамина D в организме, поэтому солнечные ванны не просто желательный, а необходимый вид закаливания. Грудным детям рекомендуется находиться на солнце не более 2 минут, детям старше года – не более 20. При этом находиться на солнце необходимо в благоприятного время: с рассвета и до 10 часов утра, и после 16 часов и до заката.
Солнечные ванны при закаливании ребенка также важны как и обливания и обтирания
В это время солнечные лучи не оказывают вредного воздействия. Но даже в это время необходимо защищать голову малыша от прямых солнечных лучей с помощью кепки или панамки.
Если до 3-х лет солнечные ванны рекомендуется проводить при температуре от +26 градусов, то дети более старшего возраста могут принимать солнечные ванны и при температуре от +22 градусов. Продолжительность солнечных ванн увеличивают постепенно.
Физкультура и гимнастика
Гимнастика помогает организму малыша развиваться в правильном направлении, стабилизирует все функции организма. Но заставлять ребенка заниматься гимнастикой насильно не следует. В грудничковом возрасте гимнастику может проводить мама, предварительно получив консультацию у специалиста.
Когда же малыш сможет выполнять упражнения самостоятельно, нужно превратить процесс в игру, чтобы ребенок не заподозрил, насколько необходима эта процедура. Обязательно следует показывать пример ребенку. Для детей постарше рекомендуется оборудовать в детской спортивный уголок, где он сможет заниматься самостоятельно.
ФИЗИЧЕСКИЕ УПРАЖНЕНИЯ НУЖНО ПРОВОДИТЬ С УТРА ИЛИ ДНЕМ ДО ЕДЫ, ЛИБО ЧЕРЕЗ ДВА ЧАСА ПОСЛЕ ПРИЕМА ПИЩИ.
Закаливание горла ребенка
Сочетать общие закаливающие процедуры можно с закаливанием горла, что особенно актуально, если ребенок часто болеет ангиной.
- Полоскания – один из способов. Начинают полоскать теплой водой, разогретой до 40 градусов, постепенно ее температуру снижают, приближая к 17 градусам. Простую воду можно заменить на отвары трав с антисептическими свойствами. Для этих целей используют ромашку, эвкалипт, календулу. Можно приготавливать солевой, содо-солевой раствор, добавляя несколько капель йода. На 1 ст. кипяченой воды кладут 1 ч.л. сухих ингредиентов.
- Рассасывание льда. Рекомендуется практиковать после некоторого периода полосканий. Сначала кубик льда держат во рту не более 30 секунд, но со временем ребенок может рассасывать его полностью. Подобный способ – мороженое. Нужно брать лакомство в рот небольшими порциями и, подождав, когда оно растает во рту, проглатывать.
Ходьба босиком
Практикуют с момента, когда ребенок научится ходить. Сначала он может ходить по полу в носках, а затем и босыми ногами, в летнее время ребенку разрешают побегать по траве, песку.Эта практика способствует не только укреплению иммунитета, но и правильному формированию свода стопы.
Закаливание после болезни
Если ребенок только недавно переболел, следует отказаться от водных закаливающих процедур. Начинают закаливание с непродолжительных воздушных ванн, не забывают про периодическое проветривание помещения и о том, что не нужно надевать на малыша слишком много одежды.
Перегрев грозит повышенным потоотделением, в результате чего ребенка может просквозить. Особенно полезно после простуды проводить полоскания горла с помощью солевого или содового раствора.
Если проводятся процедуры закаливания, это еще не значит, что ребенок не будет болеть вообще. Частота заболеваний снизится, но сама возможность не исключена. Столкнуться с болезнью он может в любом случае, другое дело, что заболевание будет протекать в более легкой форме и выздоровление наступит быстрее.
И ЧЕМ РАНЬШЕ НАЧАТЬ ЗАКАЛИВАНИЕ, ТЕМ СКОРЕЕ БУДЕТ РЕШЕНА ПРОБЛЕМА НИЗКОЙ СОПРОТИВЛЯЕМОСТИ ОРГАНИЗМА К ИНФЕКЦИИ!
Первая помощь при солнечном ударе
Знаете ли вы разницу между тепловым ударом и солнечным, и как действовать в случае теплового удара? А надо бы, ведь лето у нас нынче жаркое.
Солнечный удар - разновидность теплового. Он возникает, когда человек долгое время находится под воздействием прямых солнечных лучей. Голова перегревается под прямыми лучами солнца, в результате кровеносные сосуды расширяются, происходит сильный приток крови к голове. При солнечном ударе, прежде всего, страдает нервная система.
Часто врачи приравнивают солнечный удар к тепловому, потому что у них схожие симптомы и проявление, но при солнечном ударе может понадобиться больше времени для восстановления организма.
Основные признаки теплового или солнечного удара
- Покраснение лица и кожи тела
- Резкая слабость
- Холодный пот
- Расширение зрачков
- Одышка
- Сонливость
- Сильная головная боль
- Головокружение, потемнение в глазах (у детей часто сопровождается носовым кровотечением)
- Частый и слабый пульс
- Высокая температура (до 40 С)
- В тяжелых случаях судороги, потеря сознания
- Тошнота, рвота
- Кожа холодная, иногда синюшная
Из-за слабости естественной терморегуляции организма, перегрев хуже переносится пожилыми людьми и детьми. В группе риска также находятся люди, страдающие хроническими заболеваниями (гипертонической болезнью, ишемической болезнью сердца), люди с избыточным весом, и люди, употребляющие алкоголь. При появлении у человека перечисленных симптомов, нужно оказать незамедлительную помощь.
Что делать при тепловом ударе: первая помощь
При первых признаках теплового удара следует вызвать скорую помощь. До приезда врача нужно:
- переместить пострадавшего в тень, защитить прямого действия источника тепла, под голову положить валик из одежды;
- снять с пострадавшего стесняющую одежду;
- накрыть тело влажной прохладной простыней;
- прикладывать ко лбу и под затылок холодные компрессы (полотенце, смоченное холодной водой, кусочки льда, охлаждающий пакет);
- обеспечить приток свежего воздуха: открыть окна, расстегнуть одежду;
- одежду из плотной ткани или синтетики лучше снять;
- обливать тело холодной водой (18 -20 С), если есть возможность - принять прохладную ванну;
- если состояние пострадавшего позволяет, нужно дать ему прохладное питье, крепкий чай или кофе;
- если сознание замутнено, следует дать человеку понюхать нашатырного спирта.
После оказания первой помощи состояние больного оценит врач, в большинстве случаев рекомендуется постельный режим на несколько дней. Нужно полностью восстановиться после теплового или солнечного удара, потому что существует риск повторения удара.
Как избежать теплового удара?
- нужно избегать физической активности в слишком жаркие дни и в часы активного солнца с 11.00 до 16.00;
- следует защищаться от солнца, надев головной убор, или воспользоваться зонтом;
- носить одежду светлых тонов из хорошо проветриваемых, натуральных тканей (хлопок, лен, шерсть);
- не находиться на солнце в период его повышенной активности;
- пить большое количество жидкости (1,5 – 2 л в день), хорошо утоляют жажду морс, квас и особенно горячий чай;
- открывать окна, использовать вентиляторы и кондиционеры для поддержания постоянной циркуляции воздуха в закрытых помещениях;
- следует избегать переедания.
Берегите своих детей и будьте внимательны во время жарких солнечных дней!